среда, 26 ноября 2008 г.

ИНТЕЛЛИГЕНЦИЯ НАЧАЛА ВЕКА

Главное для лидера общественного мнения – это, на мой взгляд, доверие людей, их убеждённость, что политик или общественный деятель может помочь в решении их проблем, даже если иногда они кажутся практически не решаемыми; дать нужный совет человеку, организациям или группе людей. И, поверьте, для этого не обязательно быть депутатом парламента или высокопоставленным чиновником. Достаточно быть человеком интеллигентным, честно - порядочным. И сегодня, в начале XXI века, с уверенностью можно утверждать: благодаря сильным традициям, заложенным в XIX и закреплённым в XX веке, в Эстонии выросло новое поколение по-настоящему интеллигентных людей, для которых родным языком и родной культурой являются русский язык и русская культура. При этом они отнюдь не чужды эстонскому языку и культуре, что ещё более повышает их статус, их роль реальных и потенциальных лидеров.

По-моему, именно это и есть одно из главнейших качеств по-настоящему интеллигентного человека: знание собственных корней, своей истории, и при этом – обязательно толерантное и уважительное отношение к другим народам, их культуре, истории и традициям. Надо ли уточнять, что подобные качества закладываются в раннем возрасте.
Отрадно отметить, что по инициативе программы «Minu Riik – Моё государство» (руководитель Тойво Кева), Центра русской культуры, при поддержке Министерства образования и науки, Таллиннской мэрии и правительства Москвы, состоялось крупнейшее за последние десятилетия эстонско-российских межгосударственных отношений мероприятие в хороших традициях «народной дипломатии» – «Молодёжный поезд дружбы». Более 360 старшеклассников из эстонских и русских школ нашей страны посетили с пятидневным визитом Москву. И я знаю, что для очень и очень многих эстонских ребят эта поездка стала настоящим откровением: они убедились, что в российских городах по улицам не бродят белые медведи; что там живут приветливые и интересные люди; что Россия – по-настоящему интересная страна с многовековой самобытной культурой и традициями. В этом году прошла такая же поездка в «северную столицу» России – Санкт-Петербург. С ответными визитами мы ждём старшеклассников из России.
Вот уже третий год работая проректором по развитию Института экономики и управления ECOMEN, во главе которого стоит известный учёный и общественный деятель, профессор Ханон Барабанер, я вижу, как в стенах этого вуза, помимо качественных профессиональных знаний, студенты также приобретают свойства, необходимые интеллигентному человеку. Ведь специалист начало настоящего века должен быть гуманистически воспитан, экологически образован и экономически эффективен. При этом, считаю, все мы должны постоянно активно участвовать в подготовке русскоязычную элиту нового века, которой предстоит решать не только экономические, но и социальные, и политическое проблемы. А для этого необходимо быть всесторонне развитым человеком – именно таким, каким всегда был русский интеллигент, черты которого так ярко запечатлели в своих произведениях Достоевский, Чехов, Бунин, Лотман…
Пожалуй, за примерами не обязательно ходить так далеко. Я по-настоящему горд тем, что мне повезло быть рядом с такими людьми, как Ханон Барабанер, как академик Михаил Бронштейн, профессор Александр Лукьянов, Павел Алексеев, Лев Голуб…
Разумеется, не только в стенах Вуза сводила меня судьба с интеллигентными людьми. До того четыре года я работал советником Эдгара Сависаара, год был партийным «чиновником», руководил русскоязычным крылом молодёжной организацией Центристской партии. Три года был полит- советником мэра Таллинна. Активно помогал в создании первого МХАТовского театрального курса, занимался вопросами, связанными с Эстонской Православной церковью (Московского Патриархата). И всюду жизнь одаривала меня встречами и общением с интереснейшими людьми, истинными интеллигентами в самом широком значении этого понятия: Патриархом Московским и всея Руси Алексием II, великим русским актёром Олегом Табаковым, мэром Москвы Юрием Лужковым, Валентиной Ивановной Матвиенко.
Разговор об интеллигентности был бы неполным без акцента на умении вести диалог, то есть не только говорить самому, но и слушать, а главное – слышать своего собеседника. И такой диалог невозможен без участия «другой стороны», признанных лидеров общественного мнения – таких, как Эдгар Сависаар, Арнольд Рюйтель, Тойво Кева, Рейн Вейдеманн, Юхан Кивиряхк и сотни других представителей эстонской интеллигенции – здравомыслящих и мудрых людей, для которых, как говорится в Библии, «нет эллина и иудея», но есть партнёры по совместной работе, по налаживанию и обустройству жизни в гражданском обществе.
Какие, важные для развития русской культуры, проблемы видятся мне сегодня в Эстонии и как их следовало бы решать, на мой взгляд?
На самом деле, я считаю, в русской культуре Эстонии сегодня имеется довольно много позитивных сдвигов. Прежде всего это капитальная реконструкция Русского Драматического театра, куда было вложено государством более 130 миллионов крон. Это и первые тринадцать выпускников театральной студии МХАТ и реставрация Центра Русской Культуры.
Но русская культура – это и хорошее русскоязычное образование, которое у нас сегодня есть. И главное – не утратить то, что мы имеем, наше богатство. До тех пор, пока Эстония является родиной для десятков тысяч русскоязычных молодых людей, русскому языку и образованию здесь быть – достойного качества, высокого уровня! Другой вопрос, что для по-настоящему интеллигентного человека просто естественно – знать и государственный эстонский, и какой-то ещё европейский язык, например французский, немецкий или, традиционно, английский.
Но, наверное, самое главное – чтобы у всех у нас, независимо от языка, на котором мы говорим, имелась возможность быть нужными обществу, честно и хорошо работать, что бы уверенно идти дальше!