четверг, 10 сентября 2009 г.

Экономический кризис как позитивный стимул в поиске инновационных идей.

Сегодня из новостей доносятся, обгоняя друг друга, всё новые и новые сообщения о бушующем в мире экономическом кризисе, о тех или иных его жертвах. Однако жизнь учит, что именно в такие, кризисные времена на плову, остаются и выживают, и даже процветают те, кто живёт новыми идеями, кто способен к инновациям. Образованные экономисты и аналитики не должны забывать, что новое, это зачастую хорошо забытое старое, только на ином уровне, в новых обстоятельствах. Поэтому надо хорошо знать опыт человечества, знать и понимать его историю.

Богатство и материальные благополучие, достойно высокий уровень жизни – ценности, к которым всё больше стремятся люди не тока в странах старой Европы, Америки или Австралии, но в XXI веке и новые страны Европейского союза, России, Индии и Китая. Хорошие дорогие автомобили, быстро растущие «престижное» районы проживания, зимний отдых в экзотических странах, роскошь произведении искусства свидетельствуют о том, что покупательная способность людей растёт, несмотря на инфляцию и замедление роста экономики и даже кризиса.

Конечно же, всем ведущим учёным экономистам в мире хотелось бы на 2009-2010 годы прогнозировать рост экономики с пометкой плюс, но скорей всего в 2009-2010 годах этого рост экономики в лучшем случае будет на нулевой отметке или даже со стабильным показателем негативного роста. И если в эти ближайшие годы политики, не сделает, все что от них зависит, не прислушаются к ученым, к моему сожалению, экономический кризис затянется и прогнозируемый мировой экономический рост в 2012-13 годах, так и не начнётся.

Как известно, что во времена всех серьёзных экономических кризисов, как правило, со стороны общества повышается интерес к образованию, науке и техники, искусству и политике. Во все времена мудрые правительства и руководители развитых стран мира всегда во времена кризиса увеличивали инвестиции в науку и образования. Хороший пример здесь можно привести из экономического застоя 70-х в странах Скандинавии. Когда правительство Финляндии что бы поднять промышленный и научный потенциал страны серьёзно инвестировало в образования и науку, что дало возможность многим получить бесплатное образование. И результат не заставил долго ждать экономический феномен и гордость Финляндии NOKIA, стала ведущей мировой кампанией и символом инновационных преобразований в XX веке. Отрадно признать, что и сейчас учитывая тенденций развития мирового экономического кризиса, Финляндия и даже небольшая Эстония, прислушиваясь к советам ученых, наряду с такими странами как США, Китай, Индия и России, увеличивает инвестиции в науку и образования, словом в человеческий потенциал.

Именно во времена великих экономических депрессий, когда приумножить свои капиталы почти невозможно, люди тянулись к знаниям, делали великие научные открытия, применяют новые технологии, открывают новые направления в искусстве и политическом творчестве. Так было испокон веков, кат будет и сейчас и в будущем. И как прогнозируют ученые 2013 году, начнется новый экономический подъём, и с ним новая эпоха развития человеческих ценностей, культуры, образования, науки и общественных политики. И что бы быть готовыми к периоду расцвета нужно сейчас учиться и инвестировать в науку и человека.

На Востоке есть хорошая пословица, что деньги любят мудрых, - об этом следовало бы задуматься каждому. Вместо того чтобы смотреть рекламу, нужно задуматься о своих доходах и расходах и во время принятий очередных потребительских решении исходить не из эмоций, а из здравого смысла и не тока во времена кризиса а всегда.

В Европе и в целом на Западе, в том числе в Эстонии, в сущности, отсутствует культура расходования средствами. В средней и высшей школе на лекциях преподают в основном об инвестициях и о росте капитала, но не о том, как с умом эти капиталы, деньги тратить. Хорошим примером здесь могут являться страны, богатство которых основано на природных ресурсах ископаемых золота, алмазов, нефти и газа. В школьных программах этих государств есть циклы лекции о том, как цивилизованно и культурно тратить деньги.

Эстония со своей стороны может продемонстрировать быстрый рост популярности SMS-кредитов, которые являются дешевой приманкой для людей, кто не утруждает себя мыслями о том, сколько действительно стоят эти «быстрые» деньги. Небольшую сумму легко занять, но так же тяжело отдавать, как и крупную. Банк Эстонии и другие солидные авторитетные финансовые организации давно рекомендуют тщательно взвешивать необходимость быстрых кредитов, напоминая, что над фирмами, которые подобные кредиты предоставляют, отсутствует серьёзный финансовый контроль.

Для нашей страны характерно и то, что всевозможные рассрочки, крупные заказы у фирм, предлагающих товары по журнальным каталогам и особенно по электронным Интернет -магазинам и разного рода банковские карты – популярны как раз среди тех людей, которые нелегко сводят концы с концами. Прежде чем повестись на какую-либо очередную кампанию, следует тщательно взвесить свой реальные финансовые возможности, задуматься, так ли необходим тот или иной товар или услуга. Если деньги любят мудрых, то надо становится финансово мудрыми, тогда и кошелёк будет толще и будущее стабильней!